«Валдайская Яса Путина»

Ïðåññ-êîíôåðåíöèÿ ÏóòèíàВпервые в новейшей истории вопросы национальной идентичности и приоритета культуры в стратегии национального развития были сформулированы как целостная система мировоззрения Валдайская речь В.В. Путина, его выступление наСовете по культурепоручения о разработке Основ государственной культурной политики и совершенствовании преподавания русского языка и литературы, а также дискуссия в Российском литературном собрании продемонстрировали новое видение главой государства роли культуры как устойчивого фундамента созидательного развития России. Предложенное президентом определение России как«государства-цивилизации, скрепленной русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями» (далее курсивом цитаты В.В. Путина) стало объявлением о начале Великой русской культурной революции, а главное – нравственным основанием для всенародного движения к укреплению и преображению Отечества. Впервые в новейшей истории вопросы национальной идентичности и приоритета культуры в стратегии национального развития были сформулированы как целостная система мировоззрения: «Культура, по сути, это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности, один из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, то, что объединяет нас с другими странами и народами мира». При этом была дана оценка происходящих деструктивных явлений в общественном и государственном жизнеустройстве: «В конце ХХ века был нанесен разрушительный удар по культурному и духовному коду нации. Мы столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества, с дефицитом взаимного доверия и ответственности. Отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала свое будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались». Мы получили конкретные ответы главы государства на вопросы: «Какая у России стратегия развития и ее ценностная основа? Что может она привнести в этот мир? Как глобальные процессы будут влиять на нашу национальную идентичность? Каким мы хотим видеть мир ХХI века?»  А это значит, что стратегия национального развития должна быть нацелена на сохранение жизнеспособности России как цивилизации и решать в первоочередном порядке задачи сбережения народа, воспроизводства культурного кода и воспитания человека в традиционных ценностях и смыслах: «Сбережение народа  главная национальная цель, и поэтому в сердце нашей философии должно быть развитие человека, развитие моральное, интеллектуальное и физическое, так как именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков».  При этом без формирования новой, отвечающей чаяниям нации системы идеалов и стимулов, четко понимаемых целей общественного развития невозможно вывести Россию в число процветающих стран мира. И такая система появилась в выступлении В.В. Путина на Валдайском клубе, которую уже назвали «Яса Путина» – по образу и подобию Ясы Чингисхана, известную в изложении небополитиков как «пять выше», определявшей прежде на долгие времена основные этические принципы жизнеустроения бескрайней империи Русь – Орды: 1. Духовное выше материального «Наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, и определять успех будет качество людей, а также насколько граждане будут чувствовать себя единым народом. Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, люди неизбежно утратят человеческое достоинство». 2. Общее выше личного «Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов, и, следуя путем национализма и сепаратизма, мы встаем на путь уничтожения своего генетического кода, но суверенитет, самостоятельность, целостность России безусловны». 3. Справедливость выше закона «Прошло то время, когда готовые модели жизнеустройства можно было устанавливать в другом государстве просто как компьютерную программу: они не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии». 4. Служение выше владения «Граждане России должны ощутить себя ответственными хозяевами своей страны, и только из эффективных механизмов самоуправления могут вырасти настоящее гражданское общество и настоящая национально ориентированная элита, для которой вопрос ответственности перед самим собой, обществом и законом – один из основополагающих не только в праве, но и в повседневной жизни». 5. Власть выше собственности «Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России». В последние годы вопросы ценностных оценок происходящего и образы ожидаемого будущего активно рассматривались на заседаниях Московского клуба «Ценности нации и национальные интересы России» (Лермонтов М.Ю.), поддержанного Общественным советом города Москвы (Долгих В.И.), Школой здравого смысла Клуба выпускников ВИИЯ (Девятов А.П., Ибрагимов А.Г., Назаревский А.Н., Буданов В.Г.). Совпадение взглядов и оценок с позицией главы государства по вопросам мироустройства дает все основания утверждать, что в России на уровне государственной политики действительно складывается новая культурная реальность. Реализация поручения президента РФ о разработке проекта Основ государственной культурной политики, а также широкое обсуждение тесно связанных с ней проблем идеологии национального развития во многом зависят от добросовестности исполнения и активности гражданского общества в дискуссии, которая, к сожалению, даже не начиналась, но главное в том, кто же будет ее выполнять. Предлагаем свое видение проблем и их решений, которые уже были в какой-то мере учтены в текстах выступлений главы государства, но они должны найти отражение и в ожидаемых документах, определяющих государственную политику и направление развития России. Происходящее во всем мире нарастание нестабильности характеризуется как не только экономический, но и системный цивилизационный кризис. Стремительная динамика, глобальная природа и характер развития практически во всех сферах жизнедеятельности человека позволяют определить разворачивающийся кризис как исторически беспрецедентный. Опираясь на религиозный опыт и современные научные знания, можно утверждать, что причина кризисных явлений – в навязывании народу России системы эгоистической и потребительской направленности деятельности «одномерного» человека, исключившей из жизни духовную основу своей природы. Духовность, как об этом свидетельствует вся история человеческой культуры, есть индикатор существования системы ценностей, целей и смыслов бытия человека как личности, ответственной перед собой и другими за общее будущее. Духовность не следует отождествлять только с религиозностью. Но духовность всегда была связана с морально-нравственными ценностями и идеями, вершиной которых является не только отношение человека к себе, но и к другим людям, к обществу и миру в целом. Для своей самоидентификации человеку крайне важно ощущать свою общность с предшествующими поколениями, знание того, откуда мы все вышли. Поэтому в основе иерархии духовных ценностей современного человека, несомненно, должны находиться исторические ценности, совокупный исторический опыт народа. Среди регуляционных и ценностных ориентиров в России право никогда не было столь приоритетным и авторитетным, как на Западе. Отношения между людьми у нас всегда были менее формальными, чем на Западе. Приоритет нравственного и духовного сохранялся в российском обществе и в советское время, несмотря на все искажения в этой сфере. Активно пропагандируемые почти два десятилетия ценности демократии, правового государства, верховенства закона, конечно, не отрицаются, но и не являются для наших людей первичными, фундаментальными. Нравственность и духовность для нашего народа являются чрезвычайно важным стержнем личности, определенно в меньшей степени свойственным рациональному Западу. Это в значительной степени объясняет возросший в последнее время, время поисков новых ориентиров, интерес населения к классической литературе. Известно, что людей объединяют идеи, ценности. Именно идейное единство позволило советскому народу выстоять в тяжелые годы Великой Отечественной войны и в последующие годы совершить ряд важных достижений. Напротив, крах коммунистической идеологии немедленно привел к распаду не только СССР, но и всей социалистической системы. К базовым ценностям относятся семья, дом, здоровье, культура, образование, а также такие категории, как ответственность, справедливость, солидарность, защищенность, порядок, жизнь по правде, благополучие, патриотизм и любовь к Родине. Однако эти вечные ценности отечественной культуры и цивилизации нуждаются сегодня в современной интерпретации и закреплении в государственной политике. В отсутствие такой интерпретации справедливость начинает ассоциироваться с законами криминального сообщества, порядок – с жесткими авторитарными методами управления, а любовь к Родине реализуется в агрессивных действиях против мигрантов. В связи с этим одной из главных потребностей российского общества является потребность в такой форме интерпретации базовых ценностей, при которой сама власть демонстрировала бы, что справедливость не противоречит соблюдению законов, а порядок не есть отсутствие демократии. В последнее время в сознании общества и, что особенно важно, молодежи возрождается потребность в патриотизме, понимаемом не как ненависть ко всему «чужому», а как гордость за свою страну и ее место в мире. Источником такой гордости может стать как восстановление привычных в предыдущие десятилетия успехов в спорте или освоении космоса, так и современное положение России как государства, от которого во многом зависит не только энергетическая, но и цивилизационная безопасность всего мира. Представляется, что важнейшей целью общественного развития России на современном этапе является формирование на базе ценностей и смыслов, имеющих глубокие исторические корни, обновленной, единой российской культурной и этической традиции, являющейся стержнем нашего общества, его мобилизующим началом. При этом, по мнению президента, «идентификация исключительно через этнос и религию в России невозможна, и приоритетом будет формирование именно гражданской идентичности».   С учетом проведенного анализа становится очевидным, что одной из центральных задач в проблеме синтеза мобилизующего образа мира для граждан России является необходимость восстановить свою идентичность и преодолеть последствия социокультурного разрыва. Самобытная идентичность России как цивилизации хранится в ее культурном коде и воспроизводится в откровениях, отражаемых в литературном творчестве великих русских писателей и писателей коренных народов России. Литература – это вместилище духовно-нравственных ценностей, философских смыслов и национальных традиций, сохранение которых за счет трансляции из поколения в поколение через воспитание, образование и обучение обеспечивает жизнеспособность и конкурентоспособность цивилизации. Культурный код цивилизации как система самобытных, доминирующих в обществе взаимопроникающих ценностей, смыслов и взглядов основывается на особом священном для русского (независимо от этнической принадлежности) человека миропонимании всеединства природы, человека, народа, государства и Воли Неба. Поэтому в первоочередном порядке должны решаться задачи воспроизводства культурного кода, воспитания и образования человека в традиционных ценностях и смыслах, в единой этической матрице, исторически укорененной в национальных обычаях и традициях межнационального общежития. Приоритетное внимание должно быть уделено проблемам сохранения русского языка как величайшей ценности, объединяющей коренные народы России в единую нацию. Стратегия национального развития, к открытому обсуждению базовых оснований которой прозвучал призыв на Валдае, должна быть нацелена на сохранение жизнеспособности России как цивилизации и к решительным действиям по уборке страны от духовного тлена и поразивших наш жизненный уклад пороков. Особое внимание в стратегии развития должно быть уделено формированию нового Евразийского гуманитарного альянса: «Наш абсолютный приоритет  это евразийская интеграция как шанс для всего постсоветского пространства стать самостоятельным центром глобального развития, а Евразийский союз – это проект сохранения идентичности народов, исторического евразийского пространства в новом веке и в новом мире». Стратегия национального развития – это свод уложений жизнеустройства государства как самобытной цивилизации, воплотившей завещанную предками мудрость о хранимой Небом Священной Державе, возведенной на фундаменте вековых ценностей и традиций при безусловном приоритете национальных интересов свободного Отечества и в благоденствии всей нации как братского союза народов на все времена. Посему основные положения Национальной стратегии, опубликованные нами ранее, по нашему мнению, должно определить так: 1. Высшие ценности: Цивилизация, Государство, Народ, Человек и Воля Неба. 2. Национальные интересы: жизнеспособность цивилизации, процветание государства, благоденствие народа, достоинство человека и мирная жизнь. 3. Национальные приоритеты: мощь, справедливость, народосбережение, культура и Преображение. 4. Вызовы и угрозы: глобальная агрессия, безответственность власти, измена элит, лукавое чужебесие и растерянность народа. 5. Битва с пороками на Пути Преображения: Правда, Служение, Народоправство, Возмездие и Милосердие. В завершение приведем слова президента РФ о том, что «…у каждого из нас своя Россия, но она у нас одна», и также с надеждой, что Валдайская Яса Путина исполнится и «мы сбережем Россию такой, какой мы ее получили от наших предков – многонациональной и единой, открытой и самобытной, и обеспечим то самое качество жизни, к которому так стремимся».   21.11.2013 г. Михаил Лермонтов
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *