Попытка Путина национализировать ЦБ

Попытка Путина национализировать ЦБ

«Ограбление Центробанка»

Журнал «Коммерсантъ Власть», №6 (459), 19.02.2002

        Продолжающаяся вот уже почти два года борьба депутатов против независимости Центробанка перешла в решающую фазу: в ближайшее время Дума должна рассмотреть во втором чтении поправки к закону «О Центральном банке».

Орган со статусом

Центробанки в развитых странах обладают особым статусом. Они не относятся к ветвям госвласти и никому не подчиняются. Их основная цель — защита и обеспечение устойчивости национальной валюты и ее эмиссия. Для этого центробанки наделены правом вести операции на финансовых рынках в качестве полноправного участника. Они сами содержат себя и получают прибыль. Подразумевается, правда, что они действуют в интересах государства. А часть прибыли перечисляется в госбюджет. В некоторых случаях центробанки могут быть подотчетны, например, парламенту. Однако никаких законодательных решений в отношении оперативной деятельности ЦБ, связанной с выполнением их основных задач, парламент принимать не может.

ЦБ наделяются независимостью лишь затем, чтобы печатный станок не принадлежал ни одной ветви власти. Ведь никогда нельзя исключать того, что власть по политическим или любым другим конъюнктурным соображениям может воспользоваться печатным станком как самым простым средством решения финансовых проблем. А ничем не обеспеченное печатание денег, как известно, чревато инфляцией, дестабилизацией экономики и падением уровня жизни населения.
Многие эксперты утверждают: чем строже контроль за ЦБ со стороны других органов власти, тем вероятнее более высокая инфляция и отсутствие экономического роста. Более того, распространено мнение: по статусу ЦБ можно определить, в каком направлении движется какая-нибудь страна с развивающейся экономикой. Существует даже классификация независимости центральных банков почти по двум десяткам параметров. Например, если главу ЦБ назначает его правление, то банк полностью независим, а если в этом процессе участвуют еще парламент и исполнительная власть, то банк независим на 75%. Если же только правительство, то уровень независимости понижается до 25%. Наконец, если это решение принимают премьер-министр или министр финансов, то о независимости ЦБ не может быть и речи. Еще один критерий независимости связан с кредитованием правительства, т. е. печатанием денег на покрытие бюджетного дефицита. Если ЦБ не может это делать, он полностью независим, а если может, пусть и со строгими ограничениями, то уровень его свободы не превышает 67%. Важно также учитывать, кто разрабатывает денежную политику. Если ЦБ самостоятельно, то он абсолютно независим, если же банк делает это совместно с правительством, его независимость опять падает до 67%.
Действующий закон о российском ЦБ дает ему независимость по всем параметрам свыше 75%. В большинстве случаев ЦБ абсолютно независим — и сам разрабатывает денежно-кредитную политику, и не может кредитовать правительство, и все финансовые решения вплоть до утверждения сметы расходов принимает его совет директоров, который по представлению главы ЦБ утверждается Думой. Только самого главу ЦБ Дума назначает или освобождает от должности с подачи президента. И денежно-кредитную политику, а также отчет о ее исполнении Дума должна одобрить. Но не законом, а постановлением. Так что это можно считать чистой формальностью.
Теперь в Думе решили, что ЦБ обладает слишком большой самостоятельностью и что его полномочия и полномочия его совета директоров по распоряжению государственными деньгами (особенно в части зарплат сотрудникам) и определению экономической политики надо урезать.

Власть — совету

Одной из 172 поправок к закону о ЦБ, которая вызвала особый гнев Виктора Геращенко, предусмотрено, что политику ЦБ будет определять не совет директоров и председатель банка, а Национальный банковский совет (НБС), сейчас выполняющий сугубо наблюдательные функции. Этот совет наделяется правом утверждать годовой отчет ЦБ, отчет о прибылях и убытках и размер провизий, а также размер отчислений в фонды и резервы ЦБ. Он же должен теперь представлять все это в Думу. Совету отдается и утверждение основных направлений кредитно-денежной политики перед их представлением в Думу. Утверждение сметы расходов также отдается НБС, который, кроме того, должен решать вопросы об участии ЦБ в капиталах других банков, назначать главного аудитора ЦБ и определять аудиторскую фирму по проверке ЦБ, ежеквартально рассматривать отчет совета директоров по основным вопросам деятельности ЦБ, утверждать правила проведения банковских операций, бухучета и отчетности для банковской системы, а также привлекать Счетную палату для проверки ЦБ.
Но самое главное — предполагается изменить и сам НБС. По действующему закону в него входят по два представителя от Думы и Совета федерации, по одному представителю от президента и правительства, министры финансов и экономики. Еще шесть человек назначает Дума по представлению главы ЦБ. Он сам и является председателем НБС. Теперь предложено выбирать председателя НБС большинством голосов его членов. При этом ЦБ будет представлен в совете лишь председателем банка. Три члена НБС назначаются президентом, три — правительством и пять — Госдумой.
Ясно, что такая структура управления позволяет лишить председателя ЦБ возможности влиять на принятие вышеуказанных решений. Конечно, у совета директоров по-прежнему остаются все полномочия по оперативному регулированию финансовых рынков и банковской системы. Однако нюансы денежно-кредитной политики смогут определять теперь президент и правительство или правительство и Дума. А ведь концепция денежно-кредитной политики не может не влиять и на принимаемые ЦБ оперативные решения. В общем, волнение Виктора Геращенко понятно.

Деньги — премьеру
Вторая поправка, по поводу которой шли долгие споры и которая также не нравится главе ЦБ, касается правового статуса ЦБ. Как уже говорилось, центробанки обычно имеют особый статус и не относятся к ветвям госвласти. В российской Конституции ЦБ также не идентифицирован как орган какой-либо власти. И в законе о ЦБ имеется в виду, что Центробанк — это центробанк, не более, но и не менее. Особая структура, уставный капитал и имущество которой, правда, принадлежат государству. Но государство при этом автоматически не отвечает по обязательствам ЦБ, а ЦБ — по обязательствам государства. Депутаты и президентское правовое управление решили, что в Конституции и законе все-таки существует неясность относительно того, что ЦБ является государственной структурой, работающей в интересах государства. Поэтому в первой же статье решили дать свою трактовку Конституции и записать, что в соответствии с нею ЦБ является федеральным органом госвласти.
И тут возникают вопросы. В Конституции записано, что ЦБ выполняет функцию по обеспечению и защите устойчивости рубля независимо от других органов власти. Но кто может гарантировать, что однажды все органы госвласти, включая ЦБ, не сведут в единую систему во главе с правительством? И конституционная норма о независимости ЦБ не помешает: Центробанку просто укажут, какие его функции имеют отношение к обеспечению устойчивости рубля, а какие нет.
Еще одна опасность подстерегает ЦБ в новом статусе за границей. В этом случае его активы будут отождествляться с собственностью Российской Федерации. Россия в данный момент имеет массу неурегулированных с внешними кредиторами проблем. Любые решения не в пользу России приведут к аресту счетов ЦБ вплоть до ареста валютных резервов, которые могут размещаться в западных банках. Прецедент уже был: в обеспечение иска фирмы Noga помимо счетов российских компаний были арестованы и счета ЦБ во Франции. Спасти эти счета удалось только потому, что ЦБ не является федеральным органом власти, по обязательствам которого государство отвечает автоматически.
ИРИНА ГРАНИК

http://www.kommersant.ru/doc/311201/print

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *